Слово и Дело

Официальный сайт Общественного объединения СЛОВО И ДЕЛО
Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло
(Виктор Гюго)
Наш отзыв о фильме «Викинг»

Из всех искусств для нас важнейшим является кино,
ибо оно одно вполне доходчиво до малограмотного
пролетариата и вовсе неграмотного крестьянства.

Одна из лучших фраз В.И. Ленина,
если он ее действительно говорил

Вообще, конечно, отношение к искусству - это личное дело каждого человека. В отношении фильма «Викинг» есть несколько важных «но»: этот фильм был снят за бюджетные деньги (притом немаленькие). Фильм сильно рекламируется Первым каналом. Дошло даже до того, что к рекламе «подключили» даже Президента. Который, к его чести, высказался достаточно осторожно об этом фильме.

Фильм сейчас активно продвигается к прокату в зарубежных странах.

Именно поэтому этот фильм отличается от многих других - он имеет отношение к идеологии государства. Если бы не пафосность, с которой представляется фильм - мы бы вообще не удостоили его внимания. Кино и кино.

Но ведь кричат со всех углов - это история! это прорыв!

Поэтому мы и решили высказать свое мнение по поводу этого фильма. Точнее о том, почему этот фильм является информационной бомбой замедленного действия.

Мы уважаем мнение каждого, и не стали торопиться выкладывать отзыв про фильм «Викинг» на сайте, чтобы каждый, кто хотел, смог составить собственное впечатление о фильме.

 

Итак, начнем.

Если кратко - то спустя две недели после просмотра вот что осталось в воспоминаниях о фильме (приносим извинения за следующий абзац, но слово «мочилово» относится как к жиденьким батальным сценам к количестве сражающихся от двух до тридцати человек, так и к обычному убийству одного, двух, или трех человек):

Убили на охоте быка. Закадровый нудный текст непонятно от чьего имени (от чьего - становится понятно где-то в середине фильма). Мочилово. Пасмурно. Смерть князя Олега, брата князя Ярополка. По варварской, грязной Руси бегает немытый грязный князь Владимир, которого все презирают, и попрекают рабским происхождением. И даже презирают и попрекают все целых тридцать (или даже целых тридцать пять) наемных викингов, которые за несколько часов или минут берут штурмом и Полоцк, и Киев. Это неудивительно, так как Полоцк и Киев - деревни, состоящие из пяти-шести грязных хлевов и сараев, окруженных частоколом, в которых периодически кого-то убивают. Пасмурно. Становится понятно, что закадровый текст принадлежит воеводе (дружиннику) Владимира, викингу. Мочилово. Пасмурно. Мочилово. Изнасилование Владимиром Рогнеды, дочери полоцкого княза Рогволода. Мочилово. Пасмурно. Часть зрителей покидает зал. Захват в плен Ирины, жены Ярополка. Пасмурно. Узнали, что воеводу Владимира зовут Свенельд. Мочилово. Дождь. Упоминание Владимиром о необходимости обратиться за помощью к «богу отца». Тут непонятно, надо бы второй раз посмотреть (В.В., Вы тоже это имели в виду?)… Но не хочется. Мочилово. Владимир убил Ярополка. Волхвы, напоминающие жрецов из «300 спартанцев», приносят жертвы. Нападение то ли на Киев, то ли на Полоцк печенегов, которые разбегаются от одного вида приближающего корабля византийцев - так как «у печенегов с греками/византийцами мир». Пасмурно. Становится более-менее понятно, что «бог отца» - это идол Святослава. Просьбы византийцев к Владимиру взять византийскую Корсунь (то ли мятеж, то ли печенеги что-то там опять мутят). Поход Владимира на Корсунь. В Корсуни - ясно, солнечно. Обидно за убогие и мрачные Киев и Полоцк. Мочилово. Взятие Корсуни путем перекрытия водопровода. Владимир зашел в церковь. Крещение Владимира. Всех загоняют в белых рубахах в реку креститься.

Молчание при выходе из зала, иногда прерываемое емкими и краткими эпитетами.

Все.

 

Даже если поменять предложения местами (к сожалению, мы не смогли точно воспроизвести сюжетную линию даже спустя небольшой промежуток времени после просмотра) - в восприятии фильма ничего не поменяется.

Сюжет чем-то напоминает современную систему изложения знаний в учебниках по любому предмету. Тенденция, однако…

 

Интересно о цели фильма говорит один из его создателей: «Почему мы такие и зачем мы такие, какие мы есть. Потому что этот фильм о поворотном моменте нашей истории, после которого все стало по-другому», - отмечает продюсер Анатолий Максимов.

Да ну? Правда, что ли?

Цитата Константина Эрнста с официального сайта фильма: «То, что наша история прежних веков сама по себе приключенческий боевик, захватывающий и авантюрный, нашему кино только на пользу. Мы ни в коем случае не берем на себя роль преподавателей истории, мы просто пытаемся поделиться тем, что знаем, что переполняет нас (!!! - прим. авт.) и о чем нам посчастливилось рассказать».

Так и хочется подсказать, что именно переполняет создателей фильма, и куда надо бежать при первых позывах…

 

Как утверждают создатели - на фильм потрачено около 1 млрд 250 млн рублей. Как же овес нынче дорог для нарисованных зубров... Фильм создавался семь лет. Отвлекаясь немного, хотим напомнить о таком понятии, как сложные проценты. Если хотя бы один миллион рублей положить на банковский вклад под 8% годовых, то по истечении семи лет путем капитализации процентов один миллион рублей «превратится» в 1 713 824 руб. 27 копеек. Это к вопросу об «окупаемости» фильма - тут не 1 млрд 250 млн вернуть бы надо, а больше…

 

Мир быстро меняется. На «Спасении рядового Райана» подростки всего мира и России изучают историю II Мировой войны, к сожалению. Через какое-то время эти же подростки будут изучать историю России на основе фильма «Викинг». Перепишутся учебники истории «под фильм», и это не фантастика, а реальность. Тех, кто сейчас смотрит фильм «Викинг» с изрядной долей брезгливости и скептицизма, спустя какое-то время сменят те, для которых этот фильм станет единственным проводником в мир истории России этого периода.

О какой идеологии государства можно говорить, если ЭТО - лучший фильм?

Маяковский о классовом враге

Для образованного человека - не новость, что князь Владимир, крестивший Русь, был по крайней мере далеко не ангелом. Однако не в этом дело.

На протяжении всего фильма не покидает ощущение брезгливости по отношению к русской истории. И принятие православия на Руси тут ни при чем, фильм не имеет к этому абсолютно никакого отношения. Фильм не ведет людей к Богу. Скорее, наоборот. Может быть, и хотели «насадить» православие, да только наоборот получилось. Как сказал бы Остап Бендер, мизерное исполнение. Этот фильм не нужен РПЦ.

На самом деле основная цель фильма, на наш взгляд, - показать варварство Руси, ничтожность, жестокость ее правителей, убожество и бесправность вкупе с быдловатостью народа по сравнению с развитой «зарубежной» цивилизацией. Заставить русских ощущать себя людьми второго сорта, которые обязаны служить высшим расам.

А может, так оно и есть на самом деле?! А мы просто не знаем?

Не потому ли, как ТАСС сообщили в пресс-службе Первого канала, к середине января 2017 более 60 стран приобрели права на российский фильм Андрея Кравчука «Викинг»? Ведь наверняка в зарубежном прокате это будет подаваться под соусом «посмотрите, что эти русские сами о себе снимают».

Когда Россия проигрывает на дипломатическом, идеологическом фронтах по всему миру - данный фильм является просто подарком всем потенциальным и реальным противникам…

 

Теперь непосредственно о недостатках, несоответствиях и нестыковках фильма «Викинг».

Первое. По ходу действия фильма непонятно само название - «Викинг». Хорошее название обычно имеет отношение либо к главному герою, либо к основной идее художественного произведения («Троя», «13-й воин», «300 спартанцев», «Гладиатор», «Храброе сердце»…). Название относится к дружиннику князя, которого зовут Свенельд, как выясняется в середине фильма. От него зависело принятие православия на Руси, что ли? К этому Свенельду мы еще вернемся, когда будем обсуждать исторические несоответствия.

Второе. Рваный сюжет, состоящий из разрозненных эпизодов, не всегда логично связанных между собой. Какой-то четкой сюжетной линии нет.

Третье. Сцены грязной жестокости и насилия не добавляют желания пересматривать этот фильм еще раз.

Четвертое. Русь показана каким-то захолустьем. Города - такие, как Полоцк и Киев - просто несколько хлевов. А ведь это легендарная Гардарики, знаменитая на весь окружающий известный мир - страна городов, как ее называли тогда… Кстати, еще бабушка Владимира - княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева - городской дворец и загородный терем Ольги, 945 год по летописи, в фильме не показаны). Городские ворота - из досок, в которые рука пролезет, их берут приступом три десятка викингов за несколько минут… Был бы Ван Дамм - он бы по закону жанра с ноги ворота выбил, наверное… Пасмурно, темно. И тут же - солнечная каменная Корсунь, разиков в десять превышающая Киев и Полоцк вместе взятые как размерами, так и высотой стен.

Пятое. Массовые съемки - ну, около тридцати человек, штурмующих Полоцк, как-то жиденько смотрятся… Как и пара десятков печенегов, каруселью скачущих вокруг врагов.

Шестое. Исторические несоответствия. Это не принципиально вообще-то, но по отношению к тому, как этот фильм преподносится массам - принципиально. Об этом не написал только ленивый. Конечно, в исторических фильмах врут все.

Но американцы, англичане, немцы, шведы, поляки, японцы и прочие - все врут в свою пользу.

И это ключевой момент. Это по крайней мере вызывает уважение.

- Свенельд - вообще-то это воевода Ярополка, а не Владимира, т.е. противник Владимира в реальности. А тут он его советник/дружинник/воевода. Воеводой у Владимира был Добрыня, его родной дядя.

- Ворота древнерусских городов - как будто сколочены из досок со щелями, в которые рука пролезет, и висят на болтающихся петлях. Ну не могло такого быть в принципе.

- Рогнеда к моменту крещения Руси уже родила Владимиру пять или шесть сыновей, в числе которых был и будущий знаменитый князь Ярослав Мудрый, бегавший к моменту крещения 10-летним пацаном. В фильме об этом ничего не сказано.

- Стен-частоколов у таких крупных городов, как Полоцк и Киев, не было. Были высокие стены-срубы, которые заполнялись землей. В скандинавских сагах Полоцк вообще называется неприступным - его могло взять только очень сильное большое войско.

- По ходу фильма возникает много вопросов. Кто такой «бог отца», о котором говорит Владимир? Какого отца? Святослава? Так назовите все своими именами и все... Где дружина Владимира, да и вообще любого князя? Древнерусский дружинник мог в прыжке ногой сбить всадника с лошади, это аналог суперэлитного спецназа современности. Эти люди учились воевать всю жизнь, с самого детства.

Тут - про исторические несоответствия фильма - можно писать очень много, об этом написано достаточно, повторяться не хочется.

- Ну и еще по мелочам, уже для истинных ценителей…. Берсерки. Согласно скандинавским сагам и легендам - берсерка нельзя было убить железом. В сагах берсерка никогда не убивают при помощи железного оружия. Обычно использовалась для этого деревянная дубина, осиновый кол и т.д. - отсюда и часть суеверий современности. И если уж фильм претендует на историчность - ну так и покажите хотя бы подобие правды. А тут берсерка убивают то ли стрелой, то ли копьем…

Владимир на драккаре с викингами «с миром» идет к Киеву. Отчетливо виден дракон на носу корабля. Вот только когда викинги шли с миром, они всегда снимали дракона с носа корабля.

Продолжать можно долго еще…

Седьмое. Непонятна основная идея фильма. Что хотели сказать авторы? Историю становления Руси? Проблему выбора религии?

Тогда должны были показать попытки княгини Ольги (бабушки Владимира) крестить Русь. Должны были показать проблему нравственного выбора Владимира - его беседы с послами от различных стран, представляющие ислам, иудаизм, католичество, православие… Отправка русских послов в другие страны для оценки обстановки «на месте». Если он говорит католикам - «Наши отцы этого не приняли» - значит, и ранее были попытки насаждения религии на Руси, и Владимир о них знал… И кстати, велики были шансы у ислама тогда… Это ведь был сложный выбор.

Почему выбрано православие, а не католичество, например? Раскола церкви на католичество и православние еще не было, но послы, «агитирующие» за христианство, были отдельно - из Рима, и отдельно - из Константинополя.

Ничего подобного в фильме нет.

 

Про игру актеров ничего плохого или хорошего говорить не будем, тут действительно на вкус и цвет товарищей нет.

Нормально сыграли, не лучше и не хуже, чем в остальных фильмах. Есть и моменты замечательной актерской игры. Актеры играли как могли, их обвинять в чем-то несправедливо.

 

Если создатели отвечают, что «народ должен знать свою историю» - ну да, все правильно.

Только вы покажите ее со всех сторон, а не вырванным из контекста куском, к тому же еще и грубо перевранным.

Да, время было жестокое. Но жестокость была везде - и на Руси, и в неграмотной тогда Европе, и в Византии... А зачем показывать такую историю, где грязь и мерзость только на Руси, а в остальных странах все чинно-благородно?

Почему не показали (не упомянули) «линию»: … - Рюрик - Олег - Игорь - Ольга - Святослав - Владимир - Ярослав Мудрый - …?

А в фильме - какой-то «отец», какая-то «бабка» и все…

Покажите или упомяните хотя бы вскользь, как князь Олег брал Царьград, и прибивал щит к его воротам. Покажите, как византийский император Константин VII Багрянородный домогался руки княгини Ольги - хотел взять ее в жены. Покажите, как окружающие народы боялись одного имени Святослава и его дружины. Покажите, как красивая Анна Ярославна (внучка князя Владимира и дочь Ярослава Мудрого), выданная замуж за короля Франции Генриха I (династия Капетингов), писала своему отцу (умела, кстати, писать и глаголицей, и кириллицей): «Здравствуй, разлюбезный мой тятенька! Пишет тебе, князю всея Руси, верная дочь твоя Анечка, Анна Ярославна Рюрикович, а ныне французская королева. И куды ж ты меня, грешную, заслал? В дырищу вонючую, во Францию, в Париж-городок, будь он неладен!...

Ты говорил: французы — умный народ, а они даже печки не знают. Как начнется зима, так давай камин топить. От него копоть на весь дворец, дым на весь зал, а тепла нет ни капельки. Только русскими бобрами да соболями здесь и спасаюсь. Вызвала однажды ихних каменщиков, стала объяснять, что такое печка. Чертила, чертила им чертежи — неймут науку, и все тут….

…У них ложки византийские еще в новость, а вилок венецейских они и не видывали….

… В другой раз я Генриху говорю: «Давай научу твоих шутов «Александрию» ставить». Он: «А что это такое?» Я говорю: «История войн Александра Македонского». — «А кто он такой?»…

… А еще приезжали к нам сарацины (арабы). Никто, кроме меня, сарацинской молвою не говорит, пришлось королеве переводчицей стать, ажно герцоги с графами зубами скрипели….».

Образование народа достигается усилиями десятков поколений…

Кстати, при заключении брака на документе Анна написала свое имя, ее же супруг король вместо подписи поставил крестик.

В европейских городах тех времен помои выливались прямо на улицу, в отличие от России. Именно Анна Ярославна научила французский двор читать и писать. Это она познакомила французов с баней и заставила во время приёма пищи пользоваться столовыми приборами. Ей писал сам Римский папа.

 

Вот о чем нужно говорить народу.

О величии предков - во времена, когда идеология государства отсутствует напрочь, когда загублена система образования.

Уйдет Путин, придет другой, вернется Путин, не вернется Путин - идеология государства должна оставаться неизменной.

Так делают все страны, претендующие на то, чтобы не плестись на обочине истории.

А правителей помнят по великим делам их.

 

Возвращаясь к «Викингу» - кому этот фильм может понравиться? Патриотам любого толка - нет, тут все едины. Историкам - тем более. Людям, пришедшим на фильм с детьми, фильм просто испортил настроение. Ценителям исторических фильмов - нет. Так называемым «неоязычникам» - нет.

А православным… Из вышеперечисленных категорий, просмотревших фильм, православных - процентов 90. Но он им тоже не понравился… Негативные отзывы о фильме «Викинг» это подтверждают.

Cui prodest? Кому выгодно?

Фильм не убеждает в торжестве света (веры) над тьмой. Показано так, что выбор Владимира был совершенно случайным. Нет ни веры, ни трезвого расчета. Народ - какое-то безнравственное и бессловесное стадо. Сказали "нужна жертва" - побежали жертву искать для идолов, сказали "креститься" - радостно креститься побежали. А ведь смена веры - это нравственное переосмысление жизни, смена мировоззрения и мировосприятия... Такое ощущение по фильму, что веру поменять - как «здрасте» сказать… Оказалась бы Ирина мусульманкой, или приверженцем иудаизма, или католичкой - история России пошла бы по-другому?

 

Снимайте подобные фильмы, без проблем. Но только за свои деньги, а не за деньги государства (народные деньги).

Государство не должно давать денег на подобный отстой.

Может быть, конечно, что задумка фильма изначально и была неплохая, только вот к процессу создания фильма на каком-то этапе подключился кто-то (ах он, злодей, вот его!) и хорошую идею, как водится, загубили.

Мы обращаемся к тем, от кого зависит принятие решений - прекратите снимать подобные фильмы в подобном ключе. Ну или по крайней мере не «раскручивайте» их.

 

Наше мнение - господдержка кинематографу необходима. Однако это должно быть увязано с идеологией государства, с проводимой культурной политикой, увязано с системой образования.

То же самое касается мультфильмов - они должны учить детей добру.

А соответствующие чиновники, курирующие кинематограф и осуществляющие соответствующий контроль (полагаем, в  первую очередь это Министерство культуры), должны отвечать за последствия как минимум своими должностями.

А иначе - получается обычный уголовный «распил» бюджетных средств. Кстати, отличное название для следующего фильма - "Как распилить 1 млрд 250 млн". А сценарий - несколько томов уголовного дела...

Если кто-то будет подобный подход считать за цензуру - да, мы выступаем за внедрение именно такой цензуры.

 

А в отношении обсуждаемого фильма - такое ощущение, что он снят на деньги идеологических врагов России. Или по их распоряжению, но на деньги-то народные...

А может быть, так оно и есть?

 

P.S. О «героях» фильма «Викинг» (информация взята из https://www.kinopoisk.ru/film/707407/cast/):

Автор сценария: Андрей Кравчук, Андрей Рубанов, Виктор Смирнов

Режиссер: Андрей Кравчук

Продюсер: Константин Эрнст, Анатолий Максимов, Александр Уткин, Леонид Верещагин

Главный исторический консультант фильма «Викинг» - Петрухин Владимир Яковлевич

Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи:

"Зачем Россия списывает долги другим странам?"

"Что происходит с экономикой, или Как власть ищет резервы"

"Как Россия отдала Норвегии территории Баренцева моря"

"Кому на Руси жить хорошо? Инвалидам - точно плохо"

"Куда уходят пенсии"

"Какой президент США лучше для России - Клинтон или Трамп?"

"Ошибки кадровой политики государства"

"Откуда берется быдло"

"Памяти линкора "Новороссийск"

"Крушение Ту-154 над Черным морем. Почему скрывают правду?"

"Зачем рассказывать о подвиге"

Будьте в курсе последних новостей!

Подписчиков всего: 2847