Слово и Дело

Официальный сайт Общественного объединения СЛОВО И ДЕЛО
Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло
(Виктор Гюго)
Ваучерная приватизация 90-х
Ваучер. Приватизация

Общественное объединение «Слово и Дело» продолжает цикл статей о российской экономике в недалеком прошлом и настоящем.

Знать прошлое необходимо, чтобы не повторять ошибок в будущем. К тому же страна должна знать своих «героев», в результате действий которых мы имеем то, что имеем.

Ваучерная приватизация (перевод государственного имущества в частные руки), проводилась в России в 1992–1994 гг.

Ее официально провозглашенной целью являлось создание в России мощного класса собственников. Для этого значительную часть государственного имущества: заводы, фабрики, магазины, аптеки, кинотеатры и т. д. было решено передать всем гражданам страны безвозмездно.

Обеспечить эту передачу и должен был специально созданный для этого «ваучерный механизм».

Для упорядочения процесса всеобщей приватизации и пресечения любых мошенничеств, был разработан проект закона «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР».

Согласно этому закону на каждого гражданина России в государственном банке должен быть открыт именной приватизационный счет, который будет гарантировать своему владельцу право на долю в безвозмездно распределяемой государственной и муниципальной собственности.

Закон не разрешал какую-либо передачу приватизационных счетов другим лицам (во избежание обмана граждан со стороны мошенников).

Изначально Гайдар и Чубайс (в памяти народа остались главными «идеологами» приватизации) были против «именной» ваучерной приватизации, однако вскоре был найден способ обхода этого механизма.

В дальнейшем изначально правильный справедливый механизм личных счетов был упразднен.

Справка:

Чубайс А.Б. (с 10.11.1991 - председатель Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом - министр РСФСР. 1 июня 1992 года был назначен заместителем председателя правительства РФ по вопросам экономической и финансовой политики).

Гайдар Е.Т. С 06.11.1991 по 02.03.1992 - заместитель Председателя Правительства РСФСР по вопросам экономической политики.

С 11.11.1992  по 19.02.1992 - министр экономики и финансов РСФСР.

С 19.02.1992 по 02.04.1992 - министр финансов РФ.

Со 02.03.1992 по 15.12.1992 - первый заместитель Председателя Правительства РФ.

С 15.06.1992 по 15.12.1992 - исполняющий обязанности Председателя Правительства РФ.

Декабрь 1992 - сентябрь 1993 - консультант Президента Российской Федерации по вопросам экономической политики.

С 18.09.1993 - первый заместитель Председателя Совета Министров — Правительства РФ.

С 25.12.1993 по 20.01.1994 - первый заместитель председателя Правительства РФ.

С 22.09.1993 по 20.01.1994 - исполняющий обязанности министра экономики РФ.

В 1992 году для работы в Госкомимуществе правительством России были приглашены более 200 иностранных специалистов. Среди приглашенных оказались кадровые сотрудники ЦРУ и военные разведчики США - Бойл, Христофер, Шаробель, Аккерман, Фишер, Уаймен, Камински, Шлейфер, Уилсон и другие. Чубайс приказом № 141 по Госкомимуществу назначил начальником отдела иностранной помощи и экспертизы гражданина США Джонатана Хея, по данным российских спецслужб - кадрового сотрудника ЦРУ. Некоторых из них затем судили в США, что они, будучи действующими офицерами разведки, незаконно обогащались в период приватизации в России.

Об этом, кстати, заявил Президент РФ Путин В.В. 25.04.2013 во время проведения «прямой линии» (правда, не называя конкретных имен).

Вот такая «бригада ух» и приступила к ускоренной приватизации государственного имущества России.

По настоянию Чубайса Ельцин (президент РФ 1991-199гг) отменил именную приватизацию, обезличив ваучеры своим Указом. Эти бумаги именными уже не являлись.

Замена закона указом Президента была сделана во время отпуска тогдашнего Верховного Совета (кстати, не отменить ли «каникулы» и депутатам Государственной Думы РФ на всякий случай? А то расслабляются и летом и зимой, понимаешь - мало ли…).

В силу чрезвычайных полномочий, дарованных в те времена парламентом, президентский указ, не опротестованный парламентом в десятидневный срок, приобретал силу закона. Когда депутаты вернулись с «каникул», сделать было уже ничего нельзя. По крайней мере, так говорят депутаты…

 

Приватизационный чек (ваучер)

Приватизационный чек (ваучер) представлял собой государственное свидетельство о праве собственности его владельца на долю в безвозмездно распределяемой государственной собственности. Имел номинал 10 000 рублей. Мог использоваться в качестве платежного средства. Срок реализации был ограничен.

Ваучеры выдавали в отделениях Сбербанка, и за каждый еще брали по 25 рублей.

Чубайс на всю страну заявил, что ваучер по своей рыночной цене «потянет» на две «Волги». Невиданная роскошь для большинства бывших советских людей.

С точки зрения применявшейся модели приватизации номинал ваучера не имел никакого значения. Ваучер определял лишь право купить акции какого-либо предприятия при приватизации.

Предполагалось, что основную часть акций предприятий можно будет обменять только на ваучеры.

Реальная стоимость этой бумаги зависела от конкретной приватизационной ситуации на конкретном предприятии. Где-то на ваучер можно было получить 3 акции, а где-то - 300. В этом смысле на нем можно было написать и 1 рубль, и 100 тысяч рублей, что не изменило бы его покупательную способность ни на грош.

Чтобы придать номиналу хотя бы какую-то рациональную основу, решили привязать его к стоимости основных фондов на душу населения.

Было напечатано около 150 млн ваучеров номиналом по 10 тыс. рублей - по одному на каждого гражданина, включая детей. Говоря по-простому - семья из 4-х человек получала 4 ваучера. Бумажки были напечатаны на общую сумму порядка 1,5 трлн рублей.

После своего появления 1 октября 1992 г. ваучер неоднократно изменял свою цену. Практически к середине 1993 г. она снизилась более чем в два раза в реальном выражении. Однако по мере расширения масштабов ваучеризации, предложения объектов приватизации к концу 1993 г, реальный курс ваучера практически сравнялся с номиналом.

В 1993-1994 гг. ежемесячно проходило до 800 чековых аукционов во всех регионах страны. Более 70% было акций реализовано за ваучеры.

 

В реальности вариантов, куда пристроить ваучер, оказалось не очень много.

Можно было продать его и получить хоть и небольшие, но деньги. Хватало прожить неделю-две на эти деньги.

Можно было приобрести акции некоторых предприятий (в т.ч. и того, где человек был трудоустроен).

Можно было вложиться в чековый инвестиционный фонд (ЧИФ) - почти все из них потом развалились.

Держателем большого количества ваучеров (одновременно «своим») можно было поучаствовать в различных ваучерных аукционах и получить акции госкомпаний.

 

В результате 99% простых людей «прогорели» с ваучерами, как и было задумано изначально организаторами этой акции.

Основная масса населения не знала, что делать с ваучерами, поэтому многие стали их просто продавать скупщикам. Цена ваучеров стремительно падала, упав до 3-4 тысяч рублей к маю 1993 года.

Поскольку ваучеры сделали обезличенными, их можно было скупать в любых количествах. По статистике, 61 млн. граждан продали ваучеры спекулянтам – это 40% всех выпущенных бумаг. Как показал опыт, эти люди хоть что-то получили, купив на полученные деньги что-то из одежды, например.

С целью помочь гражданам в реализации ваучеров создавались чековые инвестиционные фонды (ЧИФы), обменивавшие ваучеры и деньги на акции разнообразных компаний.

Телевизор пестрел рекламой фирм и ЧИФов, обещавших 500% и более процентов годовых в результате приобретения акций.

Кто вложился в ЧИФы - потерял все. Кто-то вложился в «Альфа-капитал», «Первый ваучерный фонд», «Московская недвижимость», «Олби», «МММ-инвест», «АВВА», «Гермес», «Хопер-инвест», «Нефть-Алмаз-Инвест», «ЛУКойл-фонд»…

Правительство изначально знало о преступных целях создания ЧИФов и финансовых пирамид вроде «МММ», однако эти конторы впитывали миллиарды народных средств. Таким способом правительство боролось с гиперинфляцией, уменьшая объем денежной наличности в стране у потребителей.

Между прочим, практика борьбы с инфляцией способом уменьшения денежной массы из 90-х гг применяется и сейчас, в 21 веке... Отказ от индексации пенсий, зарплат - из той же самой серии.

Нынешние экономисты, находящиеся у руля, не могут больше ничего придумать просто.

 

Кто-то купил на ваучеры акции своего предприятия, но много на этом не заработал. Директора предприятий месяцами не платили людям зарплату, тем самым вынуждая работников продавать акции и ваучеры. На проходной любого завода висело объявление «Куплю акции» и «Куплю ваучер». Как тут было не продать - есть-то охота…

 

Кто продержался с акциями до конца - того в дальнейшем просто кинули, как это было, например, с акционерами РАО «Норильский никель». Напомним, что в 90-е годы это был мощный гигант в своей отрасли. И тут в 1997 году образовывается никому не известная дочерняя компания ГМК «Норильский никель». Юридически все находилось в собственности РАО.

Через некоторое время держателям акций РАО «Норильский никель» предложили обменять их на акции никому не известной фирмы ГМК «Норильский никель» с количеством работников 7 человек (!!!). Предложение было сделано через СМИ, некоторые о нем вообще не знали.

Большинство мелких держателей, конечно, отказались. У кого-то потом принудительно «обменяли» акции РАО на акции ГМК по сильно заниженному курсу, кого-то просто кинули.

В итоге все мелкие держатели акций проиграли. Кроме тех, кто знал истинный смысл происходящего.

Да, конечно, какой-то незначительной части населения просто повезло, которые смогли продержать у себя акции того же Газпрома, и выгодно их продать лет через 10-15 после приобретения... Но это было не в результате просчета ситуации, а обычное везение.

 

Да и как было населению не прогореть, если все было под это заточено. Это все равно что сыграть в карты с профессиональной командой шулеров. Сложно винить себя или своих родителей за принятые тогда решения. И даже мысли вроде «Вот если бы я тогда, уж я бы…» являются абсолютно бесполезными. Ничего бы не было… Просто бы не дали приватизировать предприятие и все - на ваучерные аукционы допускали только «своих» - об этом ниже.

 

Как мы уже писали, отдельная страница российской ваучерной эпопеи 1990-х годов связана с появлением особой разновидности финансовых пирамид - чековых инвестиционных фондов (ЧИФов).

 

«Ваучерные пирамиды» - ЧИФЫ

Как было якобы задумано:

ЧИФы создавались для эффективного управления накоплениями граждан. То есть гражданину не нужно было самому на свой ваучер покупать акции предприятия (обычному человеку зачастую это было сделать нереально) - всю работу за него делал ЧИФ, скупая акции сотен различных предприятий (диверсификация рисков) на ваучеры, которые граждане несли в этот ЧИФ. Ну а гражданин должен был безбедно жить на дивиденды всю оставшуюся жизнь.

Как получилось:

Фонды собирали ваучеры с населения, участвовали в чековом аукционе, и покупали за ваучеры акции доходных предприятий.

Затем было несколько вариантов:

- акции просто продавались с баланса чековыx инвестиционныx фондoв на баланс структур, контролируемых влиятельными в регионе группировками (зачастую организованной преступностью) по низкой балансовой стоимости, оставляя номинальные активы в фонде для последующей фактической ликвидации. После этого ЧИФ самоликвидировался.

- многие фонды просто аккумулировали серьезные активы, необходимые для участия в ваучерных аукционах, и сразу самоликвидировались.

- хозяева фондов сформировали пакеты ваучеров и пакетами - в нарушение всех законов стали продавать их директорам предприятий, которые хотели получить эту долю собственности целиком. Директора предприятий за счет задержки зарплат сотрудникам и т.д. скупали эти пакеты ваучеров и на них выкупали акции собственных предприятий.

Сами ЧИФы, обязанные хранить ваучеры, обменивать их на акции или, на худой конец, хотя бы отдать полученные деньги законным владельцам, естественно, этого не сделали и очень скоро были закрыты.

Так закончилась эта чисто мошенническая кампания.

 

Ваучерные аукционы

Технически данные мероприятия должны были стать максимально простым и доступным для всех желающих инструментом реализации приватизационных чеков. В ваучерном аукционе могли участвовать все желающие - работники приватизируемого предприятия, местные жители, ЧИФы и даже иностранцы.

Было лишь одно ограничение - в качестве платы за выставляемые на торги акции предприятий принимались только ваучеры.

Понятно, что местная элита была кровно заинтересована в прогнозируемых результатах таких торгов. Ответственными же за организацию подобных мероприятий, и в том числе за рекламу в СМИ, назначались территориальные комитеты имущества, то есть те же самые городские и областные чиновники, которые, конечно же, не могли упустить свою выгоду. А выгода эта заключалась в том, чтобы обслуживать интересы местных финансовых и криминальных тузов. И свои интересы, конечно.

Поэтому чужаков организаторы аукционов очень быстро и довольно ловко научились «нейтрализовывать», в основном с помощью примитивного, но эффективного приема -утаивания информации о запланированных приватизационных мероприятиях. Благо законодательная база позволяла делать все, что хочешь.

 

Вначале возможность приобретения акций госпредприятий за деньги на ваучерных аукционах была строго ограничена.

Однако позднее местные комитеты имущества получили право, о котором, наверное, и мечтать не смели, а именно - по собственному усмотрению реализовывать часть акций за деньги.

Естественно, что крупным игрокам было интересно не скупать по миру горы ваучеров (где взять сразу 100 тыс. ваучеров?), а сразу отдать нужную сумму денег и получить контрольный пакет акций завода или универмага.

Поэтому очень быстро ваучерные аукционы стали только называться «ваучерными», ибо значительная часть активов предприятий там стала продаваться за живые деньги.

Не помог даже запоздалый указ президента, ограничивающий процент реализуемых за деньги акций. С помощью прикормленных чиновников дельцы легко обходили все запреты. Стремительный рост различных нарушений условий ваучерных аукционов уже трудно было как-то остановить.

Широко применялись способы, когда принятые к оплате за акции ваучеры вообще не погашались, а, спустя какое-то время, снова всплывали на очередном аукционе. Часть вырученных на торгах финансовых средств затем исчезала в неизвестном направлении.

Вот как один из непосредственных участников ваучерной эпопеи определил процесс обмена килограммов ваучеров на реальные объекты государственной экономики: «Мы меняли мешки с цветными фантиками на то, что стоило миллионы реальных долларов!»

 

В чем заключались особенности ваучерной приватизации 90-х гг

Особенностью приватизации 90-х гг являлось:

- Государственные предприятия в целях продажи оценивались по остаточной балансовой стоимости, которая в сотни и тысячи раз была ниже рыночных цен.

- Помимо этого, разницу между балансовой и рыночной стоимостью усилила инфляция. Имущество, подлежащее приватизации, оценивалось исходя из его балансовой стоимости по состоянию на 1 января 1992 г., то есть без учета переоценки, проведенной по состоянию на 1 июля 1992 г. в связи с резким инфляционным скачком (цены тогда выросли в десятки раз).

Таким образом, заявленная стоимость госимущества, подготовленного к продаже в частные руки, не соответствовала реальности, иногда - в тысячи и более раз.

- Многие государственные предприятия были приватизированы за счет льготных государственных кредитов, т.е. без копейки собственных вложенных средств новыми собственниками.

- До приватизации допускались только «свои».

- Приватизация проводилась в условиях полной финансовой безграмотности подавляющего большинства населения страны. Люди, которые за десятилетия привыкли верить своему государству и руководству страны, оказались жестоко обманутыми.

- В дальнейшем многих мелких держателей небольшого количества акций в дальнейшем «кинули», проведя реорганизацию юридического лица. Либо была проведена доп. эмиссия акций, в результате чего голоса акционеров оказались «размыты» и не влияли уже ни на что.

 

Как пример заниженной оценки - «стоимость» одного рабочего места на «Автовазе» была оценена в 81 доллар США; на ГАЗе - 244 долл., на «Уралмаше» - 109 долл., на Челябинском металлургическом заводе - 105 долл.

Все было поставлено с ног на голову - в целях приватизации производящие реальные товары предприятия с огромной машино- и энергооснащенностью имели грошовую стоимость рабочих мест, а предприятия сферы обслуживания с офисным оснащением имели стоимость рабочих мест в десятки тысяч долларов.

Из 500 крупнейших предприятий России около 80% продано на аукционах по цене менее 8 млн. долларов каждое. Из них - цена 324 заводов (из 500) составила менее 4 млн. долларов США в среднем за одно предприятие.

«Уралмаш» (34 тыс. рабочих) продан за 3,72 млн. долларов. Челябинский металлургический комбинат (35 тыс. рабочих) - за 3,73 млн. долларов. Ковровский механический завод, обеспечивающий стрелковым оружием всю армию, МВД и спецслужбы (10,6 тыс. рабочих), - за 2,7 млн. долларов. Челябинский тракторный завод (54,3 тыс. рабочих) - за 2,2 млн. долларов.

Для сравнения - средняя хлебопекарня в Европе стоит около 2 млн. долларов, средний колбасный завод швейцарского производства - 3,5 млн. долларов.

 

Команда Ельцина продала Челябинский тракторный завод по стоимости хлебопекарни.

 

В период приватизации применялось много хитрых (и одновременно грубых) схем.

Суть одной из схем была такова.

Стране жутко не хватает бюджетных средств. И здоровые частники решают помочь молодой республике.

Минфин размещает на счетах банков "Империал", "Инкомбанк", "Онэксимбанк", "Столичный банк сбережений", "Менатеп" и АКБ "Международная финансовая компания" «временно свободные» валютные средства федерального бюджета(!).

В свою очередь, эти коммерческие банки прокредитовали Правительство РФ(!) примерно на эту же сумму в целях временного замещения поступлений от приватизации, получив взамен в залог/доверительное управление пакеты акций ряда крупнейших и наиболее рентабельных российских предприятий.

Красивая и одновременно примитивная схема, ничего не скажешь…

Таким образом, частники прокредитовали государство за государственный же счет, бесплатно получив в обмен на это самые лакомые куски российской промышленности.

 

Последствия ваучерной приватизации 90-х гг

- В России произошёл переход от социализма (или согласно терминологии К.Маркса государственного капитализма) к капитализму.

- В России появилась группа так называемых «олигархов», владеющих собственностью, которая досталась им за сравнительно небольшие деньги; в ряде случаев - бесплатно за государственный же счет.

- Произошло сращивание организованной преступности, крупного капитала и органов власти в единый «синдикат».

- Приватизация скомпрометировала себя в глазах многих россиян. Около 80% граждан России продолжают считать приватизацию нечестной и готовы в той или иной степени к пересмотру её итогов. Хотя что понимать под «пересмотром» - подавляющее большинство не может явно сформулировать…

- Приватизация способствовала деиндустриализации страны, значительному сокращению объёмов производства в лёгкой и обрабатывающей промышленностях.

 

Таким образом, массовая приватизация в России была проведена в фантастически короткие сроки и не в интересах подавляющей части населения страны.

 

Было продано порядка 80% всех государственных предприятий. В обмен на это страна получила в бюджет (по различным оценкам) сумму в районе 1/20 до 1/100 годового бюджета страны (!).

Как более доступный для понимания пример - от продажи всех предприятий в 1993 году («основной» год приватизации) бюджет страны получил всего около 90 млн долларов США.

 

Джеффри Сакс (один из разработчиков политики «шоковой терапии» в Боливии, Польше и России; с осени 1991 года по январь 1994-го был руководителем группы экономических советников президента России Бориса Ельцина. «Нью-Йорк Таймс» назвала его «возможно самым важным экономистом в мире», а «Тайм» - самым известным экономистом в мире) так высказался о результатах приватизации в России:

 «… И, как мне кажется, российское руководство превзошло самые фантастические представления марксистов о капитализме: они сочли, что дело государства — служить узкому кругу капиталистов, перекачивая в их карманы как можно больше денег и поскорее.

Это не шоковая терапия.

Это злостная, предумышленная, хорошо продуманная акция, имеющая своей целью широкомасштабное перераспределение богатств в интересах узкого круга людей».

Это ж как надо было перестараться, чтобы услышать такое от вдохновителя идеи… Стахановцы, мля…

 

Люди, которые в 90-е гг были директорами заводов, за заводские же деньги скупали у рабочих акции... Сначала не платили зарплату по три месяца, по полгода, удерживая эти деньги, вынуждая рабочих приходить и за копейки продавать акции. Скупали эти акции и становились собственниками заводов.

Чему они сейчас нас могут научить, вещая из телевизора из мягких чиновничьих кресел? И из кресел Госдумы, кстати… Как развивать экономику? Как развивать человека как такового? Конечно, нет. Чему они научили своих детей?

Зато они могут сказать, как правильно в нужное время в нужном месте что-нибудь хапнуть, что-нибудь урвать. Эти люди умеют урвать, украсть, отжать - но они не умеют управлять экономикой.

А они, к сожалению, у власти.

И дело сейчас даже не в пересмотре итогов приватизации и в восстановлении социальной справедливости.

Русский народ, к сожалению, не всегда способен делать правильные выводы на кратковременном историческом отрезке. Поддержали же Ельцина в 1996 году на президентских выборах те же самые обманутые граждане…

Возможно, эта публикация некоторым хоть немного откроет глаза на то, что было в недавнем прошлом, и на то, что происходит сейчас.

Мы, участники общественного объединения «Слово и Дело», не хотим быть обманутыми. Хотя многие из нас приватизацию 90-х застали в школьном возрасте.

Мы хотим честно глядеть в глаза своим детям, сохранив для них страну. Мы можем свободно высказывать то, что хотим сказать. Мы не правые и не левые. Мы не власть и не оппозиция. Мы сами по себе, потому что мы - народ.

Мы видим, как много подобного беспредела происходит и в настоящее время. В одной из наших следующих публикаций мы постараемся об этом более подробно рассказать.

Хотите быть в курсе событий - подписывайтесь на наши новости.

 

В статье использованы материалы из книги «Все великие аферы, мошенничества и финансовые пирамиды» (Кротков А.П.); открытая информация из СМИ, а также безграничные просторы интернета и народная память.

 

Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи:

"Денег в бюджете нет, а облигации США купим. Зачем?"

"Кому на Руси жить хорошо? Инвалидам - точно плохо"

"О грядущей большой приватизации-2016"

"Как Россия отдала Норвегии территории Баренцева моря"

"Как Горбачев отдал США 46,3 тыс. кв. км Берингова моря"

"Что происходит сейчас с российской экономикой"

"Что происходит с экономикой, или Как власть ищет резервы"

"ГКО. Дефолт 1998 года. Как это было"

"МММ - история финансовой пирамиды 90-х"

"Приватизация 2017 - 2019. Как продают Россию за бесценок"

"Вопросы и ответы исторического диктанта - 2016"

"Какой президент США лучше для России - Клинтон или Трамп?"

"Народные облигации (ОФЗ-н)-2017. Лохотрон или пирамида?"

"Наш отзыв о фильме "Викинг"

Будьте в курсе последних новостей!

Подписчиков всего: 2251